Основатели сети бистро «Дед Хо» по праву считаются пионерами азиатской кухни в Санкт-Петербурге. Они в числе первых представили блюда с причудливыми названиями и привили любовь горожан к теперь уже привычным «Том Яму» и «Фо Бо». Но было время, когда эти блюда даже боялись пробовать. Как Петербург привыкал к «Азии», что превратило одно кафе в успешную франшизу, как выручка доставки взлетела в пять раз и какую роль в этом сыграла YUMA, рассказала директор по развитию сети бистро «Дед Хо» Надежда Евсеева.
С любовью из Вьетнама
Основатели гастрономического бренда «Дед Хо» Виктор Мохов и Сердар Мамедов — сами выходцы из общепита. На двоих партнеры делят порядка 30-ти лет опыта, что по меркам отрасли довольно много. Началу успешного предприятия положило простое желание: «Хотим открыть бизнес!». Но чтобы найти «то самое», пришлось изрядно постараться.
«Одно время Виктор и Сердар жили и работали за рубежом. Сердар в Китае, Виктор — во Вьетнаме. Поэтому знают про азиатскую кухню не понаслышке», — рассказывает Надежда Евсеева.
Шёл 2017 год. В Москве уже набирал обороты тренд на азиатскую кухню. Тогда Виктор Мохов предложил другу рискнуть — открыть вьетнамское кафе в Санкт-Петербурге. Всё говорило об успехе: рост популярности сегмента, наличие опыта на кухне и насмотренность. Партнеры рискнули, Сердар нашел первую локацию, и в тот же год в культурной столице появилось заведение традиционной азиатской кухни «Дед Хо».
Как рассказала директор по развитию бизнеса, название связано с историей небезызвестного Хо Ши Мина — национального героя Вьетнама, борца за независимость и выдающегося культурного деятеля. В его биографии часто описывалось отношение к вьетнамским детям, всех он считал своими племянниками. Отсюда и его прозвище — Дядюшка Хо. Российские предприниматели решили отразить эту часть истории великого общественника в названии кафе. Однако схожее наименование уже существовало на рынке. Поэтому его сократили. Так появился в гастрономической отрасли новый бренд.
Первые шаги «Деду Хо» давались с трудом. В день открытия выручка составила меньше 10 тысяч рублей. Однако бизнесмены рук не опустили, а поняли, что бизнес нужно «раскачивать».
«Двигались не спеша, методично. Усердно рассказывали о новой кухне российскому потребителю, что есть “Фо Бо”, а что — “Том Ям”. Хотелось популяризировать продукт. Сейчас, я думаю, очевидно, что это удалось. Теперь в Петербурге знают, что такое “Фо Бо” и “Том Ям”. И наверняка не без участия Виктора и Сердара, ведь именно они были пионерами в этом сегменте», — отметила представитель сети.
Сегодня азиатская кухня встречается сплошь и рядом, известные продуктовые сети предлагают эти блюда, потому что их любят, и они популярны в Петербурге.
Подняли выручку в пять раз
2021 год стал годом пандемии коронавируса. В стране начался настоящий бум доставки готовой еды. На волне нового тренда «Дед Хо» перестроил работу и к услуге подошел с умом.
«Для запуска нужны были сайт, мобильные приложения. Здесь ты либо делаешь все с нуля сам, либо берешь готовый продукт на рынке. Выбирали между различными системами автоматизации, остановили выбор на YUMA», — вспоминает Надежда Евсеева.
Автоматизация быстро оптимизировала рабочие процессы заведения. На тот момент еще совсем новая интеграция с сервисами доставки была воспринята на «Ура!». «Азиатские новаторы» тут же ухватились за возможность использовать функционал в работе, тогда как их коллеги сомневались и ждали.
«Мы с YUMA очень плотно сотрудничаем в плане инноваций. Любые фичи, которые запускаются, проверяем на себе. То же коснулось интеграции с Яндекс.Едой, с Delivery. Когда это было реализовано, “обкатывали” одни из первых, быстро разбирались с ошибками, исправляли, отлаживали. Сейчас обработка заказа от агрегатора для нас — очень простой механизм. Он падает в кассу, нажимаем на кнопку, видим готовность, курьер приходит и забирает его на доставку. А раньше это была целая "эпопея": пищит планшет где-то на заднем фоне, ты тут же обслуживаешь гостей, отрываешься от посетителей, смотришь заказ, передаешь на станции, перебиваешь на кассу. И не дай бог что-то упустишь…», — вспоминает директор по развитию «Дед Хо».
При этом отмечает Надежда Евсеева, затруднения касались и агрегатора. На другой стороне «провода» не знали и не понимали того, что происходит в заведении: готов ли заказ, успели ли нажать на планшете нужную кнопку и изменить статус заказа. С автоматизацией данный процесс стал проще, эффективнее и… прибыльнее.
«Когда мы подключили интеграцию с Яндекс.Едой, в этот же день число заказов выросло в пять раз! Все за счет новой работы алгоритмов. Агрегатор увидел, что мы быстро обрабатываем заказы, поднял нас в выдаче, и их количество моментально выросло. Я хорошо это знаю, потому что вела проект по интеграции. Я сама принимала непосредственное участие в подключении и видела, что дало рост выручки с агрегаторов в моменте», — говорит Надежда.
Такие результаты приятно удивили и сотрудников, и самих владельцев бизнеса. Как отметила Надежда Евсеева, планы ограничивались наращиванием оборота в три раза и за более длительные сроки. А здесь мгновенно, в пять раз за счет интеграции.
Работой с агрегаторами «Дед Хо» не ограничивается, развивает собственную доставку с приложением YUMA go. Разработчик предлагает полностью готовый к работе сервис, который управляется из бэк-офиса. Приложение мгновенно интегрируется в экосистему без каких-либо программных и технических трудностей. Более того, дорабатывается и адаптируется под нужды пользователя.
Работой с агрегаторами «Дед Хо» не ограничивается, развивает собственную доставку с приложением YUMA go. Разработчик предлагает полностью готовый к работе сервис, который управляется из бэк-офиса. Приложение мгновенно интегрируется в экосистему без каких-либо программных и технических трудностей. Более того, дорабатывается и адаптируется под нужды пользователя.
«Все наши запросы, которые мы адресовали поддержке, были реализованы. Просили СБП — внедрили. Просили улучшить визуал — сделали. Видно, что сервис улучшается, увеличивается конверсия. Даже если сравнивать рыночных мастодонтов, у ряда представителей это направление, на мой взгляд, менее развито, чем у YUMA. Да, в чем-то у них есть преимущества. Но если нас интересуют продажи, аналитика, формирование групп пользователей по заказам, различные маркетинговые фичи, — это к YUMA», — делится впечатлениями Надежда Евсеева.
Решили «штатный» вопрос
По словам директора по развитию сети бистро «Дед Хо», 25% выручки в петербургских заведениях занимают заказы с агрегаторов, 10% — онлайн-заказы через сайт и мобильное приложение. Остальной процент выручки распределяется на офлайн-заказы, в работе с которыми «Дед Хо» проявил особую находчивость.
«Мы разместили в зале киоски самообслуживания на базе YUMA. Как и все ее компоненты они интегрируются в общую экосистему. Так мы решили проблему с людскими ресурсами. Сейчас для общепита это особенно актуально — поиск и найм квалифицированного персонала, текучка. Зумеров, которые приходят сейчас работать, хватает максимум на месяцев шесть. А “Железный друг” не уходит и не подводит. У нас порядка 60-ти точек, в каждой третьей — киоск. Это около 20-ти аппаратов», — делится лайфхаком Надежда Евсеева.
Перестроить привычку гостей к самостоятельному заказу блюд, без официантов оказалось задачей не из легких. В начале внедрения киосков посетители неохотно пользовались ими. Нужно было менять их взгляды на привычные процессы.
«Работали через скрипты. За год на наших собственных точках нам удалось перевести 60% гостей на самообслуживание. То есть люди уже сами целенаправленно приходят, подносят приложение к киоску и оформляют заказы. Теперь хотим увеличить этот показатель до 90%», — говорит директор по развитию.
Тяжелые времена и светлое будущее
Текущий год выдался довольно сложным и тяжелым для всего российского рынка: продолжительность санкций, рост цен на продукты, оборудование и инвентарь. Все это сказалось на финансовой модели сети «Дед Хо». По словам Надежды Евсеевой, гастрономическому бренду пришлось сменить стратегию в развитии. Было принято решение поставить на паузу активную рекламу продажи франшиз. Сконцентрировались на улучшении точки масштабирования (бистро) через оптимизацию и автоматизацию процессов. Маркетинговые усилия направили на популяризацию заведений и ребрендинг.
«Несмотря на трудности получилось многое сделать. Мы подняли в Питере выручку офлайна на 30% за счет нескольких вещей: генерация нового трафика, изменения отношения и подходов к продукту, сокращения костов и лишних операций в приготовлении блюд и обслуживании — частично за счет установки киосков от YUMA. Выросла прибыль и у наших партнеров. Их показатель NPS вырос с минусовой отметки до 20%. Порядка 70% наших партнеров хотят повторно открывать бистро. Для нас это толчок к действию, мы занялись “переупаковкой” франшизы», — поделилась результатами специалист компании.
Что начиналось с одного небольшого кафе превратилось в популярную в Петербурге сеть общепита. На сегодняшний день в городе работают 38 точек и еще 19 в регионах нашей страны: Урал, Башкортостан, Восточная Сибирь, Краснодарский край, Калининградская и Мурманская области и др.
Для организации любого успешного дела, по мнению Надежды Евсеевой, важно помнить, что оно требует большой работы. К тому же не стоит бояться трудностей, а в случае их появления нужно верить, что их можно преодолеть.
«Всегда можно найти путь, который поможет быть успешным. Не думайте, что будет легко. Если что-то далось легко, то, скорее всего, это скоро закончится. Наращивайте выручку, активно работайте на узнаваемость бренда. За счет этого даже под действием внешних факторов, мешающим зарабатывать, зарабатывать можно», — подытожила директор по развитию сети.
На ближайшие годы у гастрономического бренда большие планы. Цель — вырасти до 100 заведений. Пока в Санкт-Петербурге. План масштабирования рассчитан до 2028 года. Но мы уверены, что это произойдет гораздо раньше.